Вестник ToU
Гуманитарная серия
search Найти
ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИВНОСТИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
Вопросы инклюзивности стали актуальной проблемой современного образования во всем мире, включая Казахстан. Для внедрения инклюзивного образования в Казахстане ратифицированы международные документы и создана нормативно-правовая база. Приняты и реализуются различные государственные программы, направленные на обеспечение равных возможностей для всех категорий граждан. Однако, наблюдается отсутствие антропоцентричного подхода в некоторых государственных программах, что препятствует эффективной интеграции современных технологий и ценностей инклюзии. Автор, прослеживая эволюцию инклюзивного образования от его зарождения с середины XX века до интеграции в систему образования по всему миру, сосредотачивается на философских основаниях инклюзивного образования и анализирует Государственную программу «Цифровой Казахстан» и Концепцию цифровой трансформации, выделяя ключевые моменты их реализации. В работе выявляются диспропорции в решении вопросов цифровой грамотности и инклюзивности на примере этих программ, что создает определенные вызовы для образовательного и социального секторов. Автор подчеркивает важность пересмотра стратегий цифровой трансформации для достижения баланса между технологическим прогрессом и человеческими потребностями, и приоритетность человекоориентированнго подхода как в стратегиях цифрового развития, так и в развитии всего казахстанского общества.
Автор
Уызбаева Анар Асановна
DOI
https://doi.org/10.48081/RDJU3113
Ключевые слова
инклюзивность
цифровая трансформация
человекоцентричность
образование
информационные технологии (ИТ)
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Пандемия Covid-19 как триггер трансформации и внедрения «искусственного интеллекта» в социум
Аннотация
Статья посвящена анализу роли пандемии, выступающей катализатором трансформации и внедрения технологий «искусственного интеллекта» в различные сферы общества. В исследовании рассматривается влияние повсеместной цифровизации на образование, медицину, социальные процессы, государственные структуры и трудовые отношения. Особое внимание уделено ускоренному внедрению данных технологий в период пандемии в повседневные практики, затрагиваются риски нарушения конфиденциальности и предвзятости алгоритмов и правовые аспекты применения таких технологий. Актуальность статьи заключается в выявлении ключевых вопросов, связанных с бурным развитием «машинного обучения», вызванного пандемией, особое место занимают этические и философские вопросы, потенциал «умной машины» в решении глобальных проблем, а также трансформация трудовых отношений и социального взаимодействия. Целью статьи является выявление влияния «искусственного интеллекта» на общество в условиях глобальных изменений, вызванных пандемией. прогнозирование дальнейшего развития будущей цифровой трансформации. Авторами, были рассмотрены положительные и отрицательные стороны повсеместной цифровизации и ее влияние на социальные взаимодействия индивидуумов. В заключении статьи особое внимание уделяется важности регулирования технологий «искусственного интеллекта» в рамках правовых и гуманистических принципов, для предотвращения потенциальных угроз и обеспечения безопасного процесса цифровизации.
Автор
Трубицкий Б.С.
Кожамжарова М.Ж.
DOI
https://doi.org/10.48081/MMAF2012
Ключевые слова
цифровизация
трансформация
искусственный интеллект
технология
онлайн формат
машинное обучение
пандемия
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Социальные функции идеологии в современном казахстанском обществе
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития идеологии в условиях нового Казахстана. Современные политологи давно ведут дискуссии о том, нужна ли государственная идеология в Казахстане и если нужна, то какой она должна быть. Согласно Конституции РК, признается существование идеологического и политического многообразия. Идеологическое многообразие способствует реализации права на свободу слова и информации, а с другой стороны – создает угрозы для общественной безопасности и в связи с этим возникает необходимость по формированию государственной идеологии. Определение понятия «идеология» неоднозначно
Автор
Султанова Г.Ш.
Альмуханов С.Х.
DOI
https://doi.org/10.48081/FPZL5781
Ключевые слова
государственная идеология
общество
политическая власть
философия
политические партии
национальная идея
Год
2024
Номер
Выпуск 4
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается образование как система, оказывающая важную роль на развитие всего общества. Рассматривается роль философии в образовании. Сделана попытка хронологизировать становление нового философского подхода к образованию в качестве самостоятельного анализа процессов обучения. В результате чего философия обретает новое направление изучаемой мысли – философию образования. Вместе с тем определены такие критерии философии образования, как ее предметная область и методы анализа, позволяющие выделить философию образования в отдельную дисциплину. Также подчеркивается статус философии образования, как самостоятельной области знания, включающая в себя методологические концепции таких дисциплин, как культурология, история, социология, педагогика и др. Однако необходимо отметить, что принципы философии образования не тождественны педагогике. В статье выделены особенности исследовательского поиска философии образования, которые включают разработку определенных подходов к образовательному процессу, непрерывное внеинституциональное образование, плюрализм в отношении целей и задач идеалов образовательного процесса. Рассмотрен практический эффект применения философии образования, представленный как улучшение образовательного процесса, воспитание индивидуальных и коллективных форм мышления, мотивирование процессов творческого мышления и т. д. Ключевые слова: образование, обучение, философия, философия образования, становление, междисциплинарный подход.
Автор
Салимова Райгуль Сабыровна
DOI
https://doi.org/10.48081/YXPH9699
Ключевые слова
образование
обучение
философия
философия образования
становление
междисциплинарный подход
Год
2024
Номер
Выпуск 4
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
В эру стремительного развития информационных технологий, роль медиа в формировании политической реальности становится все более значимой. В контексте Республики Казахстан, где происходят интенсивные трансформации как в обществе, так и в политической сфере, вопросу влияния медийного ландшафта на политические процессы уделяется особое внимание. В статье проводится анализ динамики воздействия медиа на политические процессы в Казахстане, рассматриваются вызовы, с которыми сталкивается медийное пространство страны. Информационные технологии, социальные медиа, традиционные средства массовой информации – все они играют свои уникальные роли в формировании общественного мнения и взаимодействии политических структур с гражданами. Развитие медийной сферы и ее влияние на политические процессы представляют собой важное направление исследований, нацеленных на повышение качества демократического участия граждан и эффективности формирования политических решений в современном Казахстане. Социальные медиа сегодня – это не только инструмент формирования общественного мнения и повестки дня. В том числе они являются механизмом воздействия на политические процессы внутри страны, тем самым оказывая влияние на государственную политику. Обсуждение актуальных тенденций позволит не только осветить текущее политическое поле Казахстана, но и раскрыть перспективы для дальнейших исследований и разработки рекомендаций по эффективному управлению информационными потоками в интересах развития открытого и информированного общества.
Автор
А.С.Смағұлова
Е.Ф.Сергазин
DOI
https://doi.org/10.48081/KBUV3224
Ключевые слова
медиа, политика, государственная политика, социальные сети, инструменты.
Год
2024
Номер
Выпуск 4
PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TRANSLATION PROBLEM: GUIDELINES AND RECOMMENDATIONS
Аннотация
Translation in the narrow sense consists in expressing the meaning of one language in another language. Language is a carrier of meaning, and translation focuses on meaning. However, the above argument immediately raised a deep philosophical question - what is the relationship between the medium and the meaning? In particular, it is a question of whether the value is a carrier, and speech is a carrier of meaning. It is a metaphor or just a model that allows us to understand the relationship between meaning and language. In this model, meaning and language are two different objects that can be separated. The former is related to the latter, with the former being abstract and the latter being concrete. Such philosophical questions are widespread. The methodological basis of the research was philosophical works revealing the dialogical nature of translation activities; research on the philosophy of education; works in the field of text understanding; as well as research by philosophers in the field of ethnic culture and communication.
Автор
Iskakova Z.S.
Semiz K.
DOI
https://doi.org/10.48081/AAVR8733
Ключевые слова
philosophy
methodology
problems
translation
manuals
native speaker
language
hermeneutics
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Аксиологические аспекты философии образования
Аннотация
В статье рассматриваются аксиологические (ценностные) аспекты философии образования, которые играют ключевую роль в формировании современной образовательной системы. Основное внимание уделено анализу ценностей, лежащих в основе образовательного процесса: гуманизма, культурного наследия, патриотизма, равенства, толерантности и устойчивого развития. Подчёркивается, что аксиологический подход позволяет интегрировать национальные традиции и современные вызовы, обеспечивая гармоничное развитие личности. Особое значение уделяется вопросам воспитания духовных и моральных качеств учащихся, а также формированию критического мышления и креативности. В работе проводится анализ влияния глобализации и цифровизации на изменение образовательных ценностей, а также подчёркивается необходимость сохранения культурной идентичности и уважения к многообразию. Аксиологические основы рассматриваются как фундамент, на котором строится устойчивое и гармоничное развитие личности и общества через образование. Образование не только передает знания, но и формирует ценностные ориентиры личности, которые определяют ее мировоззрение, поведение и взаимодействие с окружающим миром. В основе аксиологического подхода к образованию лежит идея, что ценности выступают как ключевые ориентиры, направляющие учебный процесс и воспитание. Это касается как общечеловеческих ценностей (истина, добро, красота), так и социальных, культурных и профессиональных норм. Философия образования анализирует, какие ценности следует считать приоритетными в современном обществе и как они могут быть интегрированы в образовательный процесс. Современные вызовы, такие как глобализация, технологизация и культурное многообразие, требуют пересмотра образовательных целей и ценностных ориентиров. Особое внимание в статье уделяется формированию критического мышления, толерантности, экологического сознания и ответственности. Аксиологический подход подчеркивает необходимость воспитания личности, способной к осмысленному выбору и принятию этически значимых решений. Таким образом, аксиологические аспекты философии образования задают стратегическое направление в развитии системы образования, формируя гармоничную личность, способную жить и действовать в сложном и быстро меняющемся мире. Ключевые слова: аксиология, философия образования, ценности, гуманизм, культурное наследие, глобализация, устойчивое развитие.
Автор
Султанова Г.Ш.
Смагулова Б.Т
С. Х. Альмуханов
DOI
https://doi.org/10.48081/FLZN8581
Ключевые слова
аксиология, философия образования, ценности, гуманизм, культурное наследие, глобализация, устойчивое развитие.
Год
2024
Номер
Выпуск 3
ИСЛАМ ФАКТОРЫ ПОСТКЕҢЕСТІК ҚАЗАҚСТАНДА
Аннотация
Бұл мақалада Кеңестік дәуір өткен соң Орта Азия мен Қазақстан қоғамына ислам факторының қалай әсер еткені атылады. Азып-тозған жас мемлекеттердегі рухани қуыстың орынын исламның қаншалықты толтырғанын, оның әсерінің қаншалықты оң-теріс болғаны баяндалады. Мақалада осы күрделі саяси, экономикалық, мәдени үдерістің кезең-кезеңмен өтіп, енді қалыптасып келе жатқан жас мемлекеттердің даму жолында қандай рөл атқаратыны жазылады. Енді ғана еггемендеік алып, қадамын жаңа басқан сәби сияқты жас мемлекеттерге аталмыш фактор әрқала әсер етті. Ислам факторының екі бағыттағы үдерісі түсіндіріледі. Алдымен, ислам дінінің саясилануы; екіншіден, елдегі биліктің осы дінге қарай жүргізген саясаты. Исламдану бір уақытта кем дегенде екі тенденциямен сипатталады: исламның дін ретінде қайта жандануы және әртүрлі экстремистік және лаңкестік топтар билік үшін күресте қабылдаған исламдық «жасанды келбеттін» идеология ретінде пайдалану. Бұл жағдайлар Орта Азия мемлекеттерінде қауіпсіздік мәселесін күн тәртібіне қойды. Осылай геосаяси байланыстары жаңа келбетке ие болғаны елдер ұжымдық және ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз етіу үшін қаншай адымдар жасағаны баяндалады. Қазақстандағы исламның суниттік бағытын ұстануы, ежелден сақталған жергілікті діни сенімдермен үйлесімділігі діни терроризм мен экстремизмді жақсы ажыратуға алғышарт болғанын, артықшылығын көрсетеді. Ислам факторы дүние жүзіне және Орта Азияға, әсіресе Қазақстанға маңызды әсер беретін үлкен үрдіс болғаны қорытындыланады.
Автор
Хафиз Ғабит Құрмебекұлы
DOI
https://doi.org/10.48081/CQDC2694
Ключевые слова
ислам факторы
фундаментализм
мұсылман әлемі
рухани қуыс
саяси-экономикалық даму
ұлттық қауіпсіздік
мемлекет мүддесі
Год
2024
Номер
Выпуск 3
От машинного мышления к искуственному интеллекту: историко-философский аспект
Аннотация
Статья посвящена историко-философскому анализу феномена «машинного мышления», а так же эволюции и трансформации идеи «искусственного интеллекта» (далее ИИ). Данный переход является ключевым этапом эволюции знаний и технологий. Он отражает процесс прогресса в аспекте философии и инженерии, а также человеческого понимания разума.Рассмотрены наиболее значимые этапы его развития, начиная с философских концепций периода античности и заканчивая современным состоянием технологий. Авторы рассматривают влияние ИИ на социум, критически оценивают как положительные, так и отрицательныевоздействия повсеместной цифровизации на общество. В статье подчеркнута необходимость комплексного подхода к регулированию влияния ИИ на общественные институты. В прогнозной версии обсуждены перспективы взаимодействия человека и машины в будущем, а также возможные альтернативы для достижения гармоничного протекания процесса цифровизации в обществе. Особое внимание уделено вопросам этики, рассмотренавероятность экзистенциальных рисков, которые могут иметь место при внедрении технологий ИИ. Статья подчеркивает важность дальнейшего осмысления проблемы разума и «машинного мышления», его влияниена трансформацию сознания и потенциальные возможности регулирования внедрения такой технологии в социум.
Автор
Трубицкий Б.С.
Кожамжарова М.Ж.
Т. А. Дронзина
DOI
https://doi.org/10.48081/ENLS4424
Ключевые слова
машинное обучение
мышление
цифровизация
трансформация
искусственный интеллект
экзистенциальные риски
Год
2024
Номер
Выпуск 3
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕХНОЛОГИИ ASR-MT ДЛЯ СНИЖЕНИЯ НЕДОПОНИМАНИЯ ПИЛОТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Аннотация
В статье рассматривается исследование, посвященное применению современных технологий для снижения недопонимания между пилотами и авиадиспетчерами. Ранее основные усилия были направлены на упрощение и улучшение понимания сообщений в управлении воздушным движением (УВД), а также на разработку более эффективных стратегий обучения коммуникации в этой сфере. Тем не менее, проблемы в радиосвязи сохраняются, особенно в ситуациях, где недопонимание возникает из-за сложного оперативного или ситуационного контекста. Внедрение технологий автоматического распознавания речи (ASR) и машинного перевода (MT) может существенно снизить такие проблемы, повысив безопасность и предотвратив аварии и инциденты. В статье представлен проект системы ASR-MT, интегрированной в кабину пилотов и рабочие зоны авиадиспетчеров. Эта система не только улучшает качество связи, но и положительно влияет на когнитивную нагрузку, ситуационную осведомленность и распределение внимания. Основным каналом связи в УВД остается голосовая связь через УКВ, КВ и спутниковые диапазоны. Для обеспечения четкой, однозначной и эффективной коммуникации между пилотами и диспетчерами была разработана специализированная фразеология и терминология. Этот технический подъязык характеризуется ограниченным словарным запасом, строго определенными терминами, упрощенным синтаксисом и адаптированным произношением, что минимизирует вероятность ошибок. Однако, несмотря на эти усилия, барьеры для безопасной связи остаются значительными, что создает серьезные риски для авиационной безопасности. Проблемы коммуникации не только многочисленны, но и разнообразны, что усложняет их решение. Технология ASR, цель которой — преобразование речи в текст, в последние годы достигла значительного прогресса. Она уже успешно применяется в областях взаимодействия человека и компьютера, где речь признается более удобным и эффективным способом ввода данных. Внедрение таких технологий в авиационную отрасль может стать важным шагом к повышению безопасности и надежности коммуникации в УВД. Особое значение имеет использование систем ASR в военных самолетах, например, прямой голосовой ввод пилотами в Eurofighter Typhoon (2014), речевая система F35, обучение авиадиспетчеров с использованием автоматических систем распознавания речи, в настоящее время используемая, например, FAA США в симуляторах ATC.
Автор
Е.И. Шелестюк1, А.Ж. Суюнбаева2
DOI
https://doi.org/10.48081/HMLW3622
Ключевые слова
ASR-MT, распределение внимания, недопонимание УВД, фразеология УВД, автоматическое распознавание речи, машинный перевод, ментальная нагрузка, ситуационная осведомленность, терминология
Год
2024
Номер
Выпуск 3