ЦЕННОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
Статья посвящена всестороннему анализу феномена ценности в философии, а также исследованию происхождения самого понятия «ценность» и формированию аксиологии как самостоятельной философской дисциплины. Рассматриваются ключевые этапы эволюции учения о ценностях в контексте идей Г. Риккерта, М. Шелера, Н. фон Гартмана, а также представителей религиозно-философской традиции - Н. О. Лосского и Д. фон Гильдебранда. Особое внимание уделяется различиям между объективистским и субъективистским подходами к пониманию ценностей, а также роли интуиции, разума и духовного опыта в их постижении. Проанализированы современные концепции, появившиеся во второй половине XX века, в том числе теории ценностных ориентаций, играющих ключевую роль в процессе социализации личности и культурной самоидентификации. Авторы обосновывают продуктивность деятельностного подхода и принципа культуроисторизма для анализа сущности ценностей, подчеркивая их динамический и контекстуальный характер. Ценность рассматривается как надполезностное смысловое отношение человека к действительности, формирующееся в ходе исторического развития, практической деятельности и культурного взаимодействия. Статья представляет интерес как для философов, так и для социологов, культурологов и исследователей гуманитарного знания.
Автор
Севальников А.Ю.
Саги Е.
DOI
https://doi.org/10.48081/QWNU8778
Ключевые слова
ценность
аксиология
ценностные ориентации
аксиосфера
нравственность
этика
Год
2025
Номер
Выпуск 3